Арсуф - древний город, основанный, как считают историки, еще персами примерно 2500 лет назад. Удачное расположение на берегу моря и перекрестии сухопутных торговых путей обусловило быстрый рост поселения. Уже в IV веке до нашей эры сюда приплывали торговые суда из Египта, Малой Азии, с острова Кипр.
В 332 году в эти края пришел Александр Македонский. Он без проблем разгромил персов и покорил всю территорию современного Израиля, направившись далее в Египет. Сам город Арсуф, названный в честь одного из местных божеств (Решеф, Арешф, Рашаф) был популярным у некоторых египтян и финикийцев покровителем военного дела), получил новое имя - Аполлония (в честь эллинского бога Аполлона). Город продолжил развиваться, оставаясь не только торговым, но и ремесленным центром: здесь получали краску, занимались изготовлением дорогой посуды. После смерти великого царя город стал частью государства Селевкидов, однако позже он перешел под контроль египетской династии Птолемеев, сохраняя, впрочем, известную автономию.
В I веке до нашей эры все восточное побережье Средиземного моря оказалось под властью римлян. При них город продолжил расти, при это как в самой Аполлонии, так и в ее окрестностях велось активное строительство: прокладывались дороги, возводились каменные жилые и общественные здания, храмы. В начале II века город пострадал от землетрясений, однако был быстро восстановлен. По размерам и значимости Аполлония была вторым городом региона после расположенной недалеко Кейсарии. С той поры до наших дней дошли фрагменты крепостных стен, руины вилл богатых граждан, древние гидросистемы.
В районе Аполлонии рано возникли первые христианские общины. К началу IV века, когда был принят Миланский эдикт, объявлявший равноправие верований, Аполлония и Кейсария уже фактически были городами, где большинство населения исповедовали иудаизм или христианство, а не языческие культы.
После распада Римской империи город становится частью империи ромеев, или Византии. Главное наследие того времени - большие цистерны для воды, фрагменты которых сохранились по сей день.
Однако уже в середине VII века воинственные арабы изгоняют византийцев с этих земель и захватывают Аполлонию. Город теряет свое значение: его площадь по сравнению с расцветом римского периода, становится меньше в 4 раза. Однако Аполлония продолжает существовать как торговый центр под названием Решеф или Аль-Решеф. Для защиты от возможных нападений византийцев арабы возвели вокруг города новые крепостные стены. Христианское население быстро было ассимилировано, однако иудейская община стойко держалась до начала IX века, пока в 809 году ревнители мусульманской веры не решили вдруг разрушить местные синагоги, что не вызвало возражений у халифа аль-Амина, наследника легендарного Гаруна аль-Рашида.
В течение почти трех веков не происходит ничего примечательного, однако в 1101 году к берегам пристает войско европейских рыцарей, уже 4 года странствовавших по Ближнему Востоку, громя неверных и основывая небольшие христианские государства. Король Болдуин легко завоевал Арсуф и Кейсарию, в чем ему помогли генуэзские военные корабли. Город был "слегка переименован" в Арсур (для созвучия с именем короля Артура) и стал главным городом небольшого вассального владения, вошедшего в состав Иерусалимского королевства. До конца века город оставался христианским, пока в 1187 году яростная атака Саладина не обеспечила завоевание Арсуфа. Однако в 1191 году не менее славный король Ричард Львиное Сердце разбил войско Саладина в битве при Арсуфе, несмотря на численный перевес мусульман.
В течение нескольких лет мира правителем города был лорд Жан (Джон) Ибелин (Ивелинскй) и его супруга леди Мелисента. С той поры до наших дней дошли руины средневековой крепости, многочисленные насыпи и оборонительные рвы. Наследники этой известной пары продолжили укреплять город: в 1241 году в Арсуфе была расширена гавань, в то же время были возведены новые стены.
В 1261 году форт был передан госпитальерам, однако движение крестоносцев к тому времени уже ослабело, арабы же не собирались мириться с присутствием европейцев в своих краях. В 1265 году уроженец Крыма султан Бейбарс собрал войска и после осады, длившейся чуть более месяца, взял Арсуф. Город был разорен. В своем письме одну из самых знатных рыцарей той поры графу Боэмунду VI он писал:
Ты должен вспомнить о нашем последнем походе на Триполи, о том, как сметены с лица земли были церкви, как колеса прошлись по тем местам, где стояли дома, как на морском берегу поднялись горы трупов, подобные полуостровам, как убивали людей и брали в рабство свободных и детей, как были вырублены деревья и остались лишь те, что нужны были на строительство наших машин, как разграблены были богатства твои и твоих подданных и уведены женщины, дети и вьючные животные...
Выдающийся французский историк Режин Перну отмечает беспримерный характер агрессии Бейбарса и успех его наступления:
Серия убийств помогла ему взойти на египетский трон, и с этого времени под ударом мамлюков, командуемых этим удивительным воином, франкские крепости стали сдаваться одна за другой: Кесария, Арсуф, Сафед и Бофор были вынуждены капитулировать за три года (1265-1268), а тем временем он осадил Антиохию, и этот неприступный город и самая сильная крепость северной Сирии, стоившая первым крестоносцам столько крови и сил, попала в его руки.
Разрушения оказались столь велики, что город не смог восстановиться и вскоре был покинут, а руины крепости довольно быстро оказались покрыты слоем песка. Позже, уже во времена Османской империи, здесь возникла небольшая рыбацкая деревушка, в которой проживало около 150 человек, использовавших для возведения своих построек обломки сооружений ушедших эпох.
Лишь в середине 1990-ых годов местные руины удалось точно идентифицировать. В 2002 году развалины Арсуфа стали частью национального парка Аполлония.