Основная информация
Тверия. Музей «Дом Донны Грации»
Каждый, побывавший в Израиле и посетивший древнюю Тверию, обратит внимание на то, что в центре города выделяется белокаменное здание, на фасаде которого красуется надпись «Дом донны Грации». Здесь находится отель-музей «Дом Донны Грации», не похожий ни на один отель в мире.
В 1492 г. королевской четой Фердинандом и Изабеллой был издан указ, предписывающий всем евреям Испании принять католичество или покинуть пределы государства. Уклоняющиеся неизбежно подвергались расправе инквизиции. Древний род Наси вынужден был принять новое имя — де Луна.
В 1510 г. в семье де Луна (Наси) родилась девочка, которую нарекли испанским именем Беатриче де Луна и тайным еврейским именем Хана, о котором она узнала в двенадцатилетнем возрасте. Несмотря на соблюдение католической веры «новых христиан» презрительно называли «марранами» (свиньями). Им приходилось вести двойную жизнь. Регулярно посещая католические соборы, они также продолжали соблюдать еврейские традиции. Когда у марранов наступало время женитьбы детей, устраивали две церемонии: одна, католическая, проводилась в соборе, другая — тайная, еврейская — в подвале родительского дома в тайном присутствии раввина и узкого круга родственников. В случае дознания об этом акте всем грозила жестокая расправа инквизиции.
Надо полагать, что такие же испытания выпали на долю Беатриче де Луна (Ханы Наси). 18-летняя Хана вышла замуж за 60-летнего маррана Франсиско Мендеса, владевшего судами, крупным банком в Лиссабоне и торговавшего восточными пряностями. Его брат Диего (Меир) был женат на сестре Беатриче — Брианде (Малке). Вскоре Беатриче Хана овдовела и из-за опасения расправы инквизиции в 1537 г. бежала в Антверпен вместе с маленькой дочерью Рейной.
Пребывая в разных странах, Беатриче де Луна всегда оставалась верной своей вере. Из доставшегося ей в наследство значительного состояния оказывала бескорыстную помощь соплеменникам во Фландрии. Немалые усилия прилагала, чтобы помешать проведению судов инквизиции над марранами в Португалии. Португальский поэт Самуил Ускве посвятил ей произведение, прославляющее ее как «сердце ее народа», и назвал ее «Донна Грация» (милостивая — лат.). Под этим именем она и вошла в историю.
Современные раввины прославляли ее благочестие, любовь к людям. Много средств она отдавала на строительство синагог, помощь еврейским ученым. Помимо культовых учреждений, на ее средства строили приюты для сирот и больных. Находясь в княжестве Ферраро на севере Аппенинского полуострова, донна Грация совершила одно из значительных благотворительных деяний на благо еврейского народа. На ее средства было издано 100 экземпляров Танаха на испанском языке (издание известно как «Библия из Феррары»). До наших дней дошло всего два экземпляра этого издания, один хранится в музее иудаизма в Нью-Йорке, другой — факсимиле — в Иерусалиме. В знак благодарности жители княжества Ферраро заказали известному граверу Пасторино Пасторини золотой медальон с профилем Донны Грации (оригинал хранится в коллекции Дома Ротшильдов). На сегодня это единственное изображение великой женщины.
Молодая вдова отличалась сильной волей, умело управляла доставшимся ей богатством — огромным флотом, банками и торговлей, что приносило большие доходы семейству Мендес. Еврейка Беатриче Мендес являла собой образец настоящей бизнес-вумен XVI века, что было редким явлением в те времена.
Богатство семейства Мендес порождало зависть властей соседних стран. Например, король Карл V в письме к сестре, венгерской королеве Марии, обратился с просьбой использовать дружбу с донной Грацией и склонить Беатриче Хану к браку с членом испанской королевской фамилии. Под предлогом приготовлений к свадьбе она вместе с сестрой и дочерью уехала в Венецию. Но и здесь они чувствовали себя неспокойно. К тому же недруги провоцировали напряженные отношения между сестрами и добивались скандала. Младшая — Брианда — доносит на Хану (о ее тайной приверженности еврейству), что привело к аресту обеих, а юную Рейну заключают в монастырь.
Через племянника Иосефа Беатриче попросила защиты у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного. В те времена все избегали напряженных отношений с могущественной Оттоманской империей. Направленное султаном в Венецию приглашение Донне Грации поселиться в Стамбуле вынудило венецианские власти освободить сестер и дочь Рейну.
В те времена изгнанные из Испании евреи были приняты Сулейманом Великолепным, ценившим их знания и опыт. Они развернули широкую предпринимательскую деятельность и способствовали обогащению султанской казны. Дон Иосеф был близким другом Селима, сына и наследника султана, а также оказывал услуги как экономический советник.
Во второй половине XVI в. возрождались старые и возникали новые образовательные и культурные еврейские центры стран Восточного Средиземноморья. Проживая в Стамбуле, донна Грация занималась благотворительностью, строила сиротские приюты, дома престарелых, синагоги. Один из молитвенных домов для евреев носил ее имя до начала ХХ в., что подтвердили старожилы евреи во время моего недавнего посещения Стамбула.
Донна Грация выкупила у турецкого султана Тверию, которая, как и вся святая земля, была частью его владений. Возможно, у донны Грации и дона Иосефа была мечта образовать здесь Эрец-Исраэль — убежище для испанских изгнанников и евреев, терпящих угнетение в других странах. Чем не связь истории с сегодняшним днем?
В 1569 г. в возрасте 59 лет донна Грация скончалась в Стамбуле. Продолжателем ее дела стал племянник Иосеф, который женился на своей кузине. Такой брак допускался в еврейской среде. Иосеф продолжал обустраивать Тверию, привлекая евреев из ближних и дальних мест, видных религиозных деятелей. Здесь возрождалась еврейская община.
С историей возрождения Тверии связана и история семьи Амсалем. В конце XVIII в. здесь поселился молодой купец Яков Амсалем, предок нынешнего основателя компании «Амсалем-турс», вместе с детьми владеющего двумя гостиницами в городе и международной туристической компанией. Знаменательно, что на средства этой семьи содержится музей «Дом Донны Грации». Под руководством историка, куратора и директора Цви Схайка коллектив сотрудников ведет кропотливую исследовательскую работу по изучению жизни и деятельности этой необыкновенной женщины.
Необычна экспозиция музея. Она начинается буквально с вестибюля здания, войдя в который, оказываешься как бы в ином мире — живом музее и доме истории. Окружающая обстановка и гид помогают совершить занимательное путешествие в прошлое, воссозданное колоритным дизайном в стиле Ренессанса: устланный коврами пол, разная окраска стен, картины, передающие быт, искусство той поры, звучание старинной музыки из произведений Каччини, Скарлатти, Генделя, Бокенини.
На втором этаже туристы знакомятся с великолепной выставкой кукол, изящно выполненных известными израильскими мастерами, обладающими тонким вкусом и глубокими знаниями особенностей исторического костюма. Каждая прекрасно оформленная витрина отражает сюжет из разных периодов жизни Ханы Беатриче.
Вот сцена восседающих «Католических монархов» — королевской четы Испании Фердинанда и Изабеллы. Изданный ими декрет (1492) о принудительном принятии христианства положил начало страшной трагедии, постигшей евреев Испании. За следующей витриной передана сцена тайного бракосочетания Беатриче и Франсиско. Над их головами накинут талес. Среди присутствующих видна фигура раввина. Под стеклом еще одной витрины сцена вручения донне Грации экземпляра «Феррарского ТАНАХА». Каждый экспонат завораживает, вызывая много вопросов, на которые следуют ответы сопровождающего гида.
Музей-отель предоставляет израильтянам и иностранным туристам комфортабельные номера. Есть залы, названные в честь городов и стран, в которых жила Хана Наси. Все оформлены в стиле XVI века. Официанты и экскурсоводы облачены в соответствующие костюмы. «Испанский холл» сменяется «Лиссабонским залом», зал «Венеция» — залом «Ренессанс». В турецком кафе «Кушта» (в прошлом — название Стамбула) гостям предлагают шербет и кофе. Здесь разыгрываются сцены с переодеванием посетителей музея в костюмы эпохи Возрождения, проводятся представления, как на венецианских карнавалах.
О большом интересе и восхищении от посещения музея свидетельствуют многочисленные отзывы израильтян и иностранных туристов. Побывали здесь сотрудники посольств Испании, Португалии, Турции, Бельгии. Юлия Френкель из Канады, посетившая музей в ноябре 2007-го, в своем отзыве писала: «С огромным интересом знакомилась с музеем. Узнала о неизвестной странице истории евреев. Обстановка музея напоена духом истории испанских евреев и их замечательной представительницы донны Грации. Особая благодарность сотрудникам музея за необычность, разнообразие впечатлений и приятное пребывание».
Житие донны Грации послужило основой исторических романов испанских авторов Катарины Клемен («Ла Сеньора») и Сесилы Рота («Донна Грация Наси»). Биографическая книга Андре Брукса названа «Женщина, не повиновавшаяся королям. Жизнь и времена Донны Грации Наси — еврейского лидера эпохи Ренессанса».
Уникальный музей «Дом Донны Грации» в Тверии — это культурное и научное учреждение. Здесь имеется архив интересных документальных сведений о жизни и деятельности Донны Грации. Поддерживаются связи с архивами Испании, Турции, Франции, Австрии. В музее проводятся тематические семинары, лекции, диспуты. В ближайших планах музея создание на его базе Международного центра по изучению вклада еврейских женщин в эпоху Возрождения.